• English
  • Russian

Содержание выпуска № 9

Содержание

Выпуск № 2(9)

 

ФИЛОСОФИЯ 

Бояринов С. Ю., Мукатаева А. А. К вопросу о человечном измерении в истории [Текст] / С. Ю. Бояринов, А. А. Мукатаева// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 14-19.

Аннотация: статья посвящена анализу философских проблем становления подлинно человечной социальности  в истории. Рассматриваются проблемы взаимосвязи событийности и вечности в пространстве исторического развития, этапы реализации родовой сущности человека, отчуждения и перспектив формирования царства духа свободных людей.

Ключевые слова: событийность и вечность в истории, прерывность и непрерывность исторического процесса, родовая сущность человека, отчуждение, исторический прогресс, человечная социальность и ее перспективы.

 

Красиков В. И. Фокусные дискуссии в отечественной мысли 90-х гг. XIX в. [Текст] / В. И. Красиков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 19-26.

Аннотация: в статье «Фокусные дискуссии в отечественной мысли 90-х гг. XIX века» анализируютсянаиболее важные философские публичные споры, благодаря которым произошло формированиеосновных позиций в поле интеллектуального внимания России начала ХХ в.: неославянофильства, русского марксизма и русского трансцендентализма. Это дискуссия о наследии старшихславянофилов: между Вл. Соловьевым и Н. Данилевским, Вл. Соловьевым и В. Розановым,утвердившая приоритет соловьевской позиции. Далее была полемика между народниками и марксистами, в итоге которой форматной для западнически ориентированной интеллигенции сталамарксистская позиция. Показателем роста профессионализма русской философии был ряд гносеологических дискуссий: между С. Трубецким и Л. Лопатиным, В. Введенским и Л. Лопатиным.

Ключевые слова: русская философия 90 гг. XIX в., фокусные дискуссии, основные позиции в поле интеллектуального внимания.

 

Степанов А. А. Процессуальная методология инвариантного деятеля [Текст] / А. А. Степанов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 26-33.

Аннотация: в статье рассматриваются основные параметры познавательной деятельности с точки зрения процессуальной методологии, при этом в качестве главного момента выделяется учет познающего деятеля в качестве важного компонента саморазвивающейся системы. Это позволяет связывать развитие сложных систем с активной жизненной позицией личности в рамках неклассического типа рациональности.

Ключевые слова: неклассическая рациональность, процессуальный подход, систем-

но-деятельностный подход, субъект познания и деятельности, объектоцентризм в познании, нравственные начала в познании.

 

ДИЗАЙН И РЕКЛАМА

Толкачева М. С. Использование мифологических структур в молодежной рекламе:

их влияние на массовое сознание [Текст] / М. С. Толкачева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 34-39.

Аннотация: в статье теоретически и на конкретных примерах рассматривается использование мифологических архетипов в современной рекламе и их воздействие на молодежь. Анализируются возникающие негативные эффекты. Мифологичность рекламных посланий связывается с их структурой и составом, выделяются отличия рекламного мифа от классического.

Ключевые слова: реклама, молодежное сознание, мифологические стереотипы, семиотический анализ.

 

Елисеенков Г. С. Художественно-дизайнерское образование: современные факторы

развития [Текст] / Г. С. Елисеенков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 39-42.

Аннотация: в работе проводится сравнительный исторический анализ различных концепций дизайнаи рассматривается их влияние на образовательные программы. Исследуется усложнение структуры современного искусства, расширяющее поле применения дизайна. Описываются последствияпринятия новых образовательных стандартов, предлагаются меры по их корректировке.

Ключевые слова: реформа образования, дизайнерское образование, его перспективы и факторы развития, новые государственные образовательные стандарты, система непрерывного образования.

 

Сорокин А. В. Графический дизайнер на рынке рекламных услуг [Текст] / А. В. Сорокин // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 42-44.

Аннотация: в статье аргументируется связь эффективности рекламы с ее дизайнерским оформлением,рассматриваются различные типы и функции дизайнерской деятельности в разных типах организаций, а также необходимость учета этих требований рынка труда в образовательных программах по подготовке дизайнеров.

Ключевые слова: реклама, графический дизайн, трудоустройство выпускников, рынок труда.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Гук А. А. Техника и искусство: экспликация взаимодействия в контексте развития

художественно-творческой деятельности [Текст] / А. А. Гук // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 45-53.

Аннотация: статья посвящена социально-философскому анализу взаимоотношений техники и человеческого творчества в сфере искусства, рассматривается исторический процесс проникновения и повышения роли технических средств в искусстве, приводящий к формированию экранных искусств. Последние анализируются в качестве не только технических, но техногенных искусств, демонстрируется изменение содержания эстетических категорий в данной сфере творческой деятельности.

Ключевые слова: технические средства, искусство, творчество, кино как техногенное искусство.

 

Гаврилова В. А. Библиотека Кемеровского государственного университета культуры и искусств: чтение как важнейший элемент культуры [Текст] / В. А. Гаврилова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 54-58.

Аннотация: татья представляет собой аналитический обзор меняющихся функций и задач библиотечной деятельности в современном мире вообще и в системе высшего образования в частности. Описывается опыт библиотеки Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Ключевые слова: чтение в культуре, роль библиотек, функции и задачи библиотек, система образования.

 

МОЛОДЕЖЬ И МЕДИА 

Дзялошинский И. М. Медиа и социальная активность молодежи [Текст] / И. М. Дзялошинский // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 59-65.

Аннотация: статья посвящена проблемам формирования позитивной социальной, в том числе политической и коммуникационной, активности современной российской молодежи, преодоления нигилистических настроений и аполитичности. Подчеркивается роль средств массовой информации, в особенности Интернета, как инициатора, организатора и канала проявления социальной активности, необходимого для формирования полноценного гражданского общества.

Ключевые слова: молодежь, социальная активность и ее классификация, просоциальная активность, асоциальная активность, коммуникационная активность, политическое сознание, роль СМИ, Интернета.

Гавров С. Н. Медиавоздействие: конкуренция глобального с локальным [Текст] / С. Н. Гавров // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 65-69.

Аннотация: сегодня информационное пространство становится все более глобальным, скрыто и явно конкурируя с пространствами национально-государственными. Современная Россия – пример такой конкуренции информационного глобализма и локализма.

Ключевые слова: медиавоздействие, информационные потоки, глобализм, локализм, средства массовой информации.

Гекман Л. П. «Там чудеса…» (мифологические персонажи в Интернет-пространстве) [Текст] / Л. П. Гекман // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 69-73.

Аннотация: в статье теоретически и на основе опросов студенчества выявляется парадоксальная картина сохранения и трансформации мифологических архетипов в современном информационном пространстве, выделяются четыре исторических пласта трансформации мифологем и делается вывод о закономерном сохранении архаики в культуре.

Ключевые слова: мифологическая картина мира, городская культура, фольклор, исторические этапы трансформации мифологии, информационное пространство.

 

Мурована Т. А. Развитие информационно-образовательного портала «Культура и

искусство» [Текст] / Т. А. Мурована // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 73-75.

Аннотация: статья презентует портал «Культура и искусство» Министерства культуры РФ, описывает его структуру, функции и перспективы развития.

Ключевые слова: информационно-образовательный портал, культура и искусство.

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА:
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Фешкова Г. С. Театральное образование в институте искусств ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» [Текст] / Г. С. Фешкова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 76-85.

Аннотация: статья, основанная на опыте института искусств Кемеровского государственного университета культуры и искусств, посвящена актуальным проблемам реформы театрального образования, новым задачам, стоящим перед учреждениями высшего образования, необходимости совершенствования государственных образовательных стандартов и структуры специальностей с целью приведения их в соответствие с запросами рынка труда.

Ключевые слова: театральное образование, реформа образования, кадровые проблемы театральной деятельности, государственные образовательные стандарты, потребности рынка труда.

 

Бунакова С. Е. Проблема кадров в современном театральном искусстве [Текст] / С. Е. Бунакова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 85-90.

Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы обеспеченности кадрами театральной деятельности в России, негативные явления, связанные с изменениями половозрастной структуры, необходимость повышения уровня социальной защищенности работников актерских профессий, конкретные запросы театров по отдельным профессиям.

Ключевые слова: театральное искусство, кадровые проблемы, половозрастная структура актерских кадров, социально-экономические проблемы.

 

Решетников И. Н. Актуальные проблемы взаимодействия вуза и работодателя [Текст] / И. Н. Решетников // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 91-99.

Аннотация: в статье с привлечением обширного эмпирического материала анализируются проблемы взаимосвязи вузов и работодателей в новых рыночных условиях, факторы и модели карьерного роста выпускников, трудовой занятости старшекурсников, профессиональных ожиданий абитуриентов, задачи, стоящие перед вузами в области налаживания продуктивного взаимодействия с работодателями.

Ключевые слова: трудовая занятость выпускников вузов, запросы рынка труда, задачи высшей школы.

 

Басалаев С. Н. К вопросу о понятии театральной любительской студии в провинции [Текст] / С. Н. Басалаев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 99-112.

Аннотация: в статье определено понятие «заполненность театрального пространства», рассмотрены уровни взаимодействия в нем. Проанализированы статические и динамические аспекты количественной и качественной заполненности театрального пространства. Через обращение к истокам создания театральных студий изложены основополагающие принципы их существования. При рассмотрении современной театральной жизни Сибирского региона затронуты вопросы становления и развития любительского театрального движения в Кузбассе не только как спутника, но и как явления, альтернативного профессиональному искусству.

Ключевые слова: театральное пространство, заполненность театрального пространства, театральное пространство региона, театральная студия, студийность, студийная этика, любительское театральное движение.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
НОВЫЕ ПОДХОДЫ, ФОРМЫ, ТРЕБОВАНИЯ

Мирошниченко Л. В. Управление учебной самостоятельной работой студентов вуза [Текст] / Л. В. Мирошниченко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 113-117.

Аннотация: в статье обосновывается необходимость оптимизации управления учебной самостоятельной работой студентов. Рассматриваются основные функции управления учебной самостоятельной работой студентов: планирование, организация, руководство, контроль. Выделяются противоречия в учебных планах, проблемные ситуации, связанные с переходом на модульно-рейтинговую технологию обучения и субъект-субъектными отношениями в учебном процессе. На основании социологических опросов делается вывод о недостаточной подготовленности студентов к самостоятельной работе.

Ключевые слова: управление, учебная самостоятельная работа студентов, мотивация, контроль.

 

Попова И. В. Самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональной компетентности в условиях модернизации образования [Текст] / И. В. Попова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 117-124.

Аннотация: в статье обсуждается понятие «самостоятельная работа студентов» (СРС), ее компоненты и основные виды. Подчеркивается значимость СРС как дидактического средства интенсификации обучения, развития самостоятельной творческой деятельности студентов и высшей формы проявления основных принципов педагогики – активности и сознательности обучающихся, лежащих в основе профессиональной адаптации будущих специалистов. Дается краткий обзор и оценка существующих подходов к толкованию понятий «компетенция» и «компетент ность». Понятие «ком петентность» рассматривается как системная социально-профессиональная характеристика технологической подготовки специалиста. Представлены следующие виды компетентности: специальная, социальная, интеллектуальная, персональная, полипрофессиональная, экстремальная, аутокомпетентность. Изложены прин ципы организации самостоятельной работы студентов в вузе, предполагающие формирование компетентности специали ста.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, социально-профессиональная компетентность, виды компетентности, субъектный опыт.

 

Милькова Е. В., Жегульская Ю. В. Из опыта апробирования модульной технологии

обучения в учебном процессе КемГУКИ [Текст] / Е. В. Милькова, Ю. В. Жегульская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 125-133.

Аннотация: в статье рассматривается понятие модульной технологии применительно к учебному процессу высшего учебного заведения. Описываются конкретный опыт подготовки к эксперименту по внедрению в учебный процесс модульной технологии обучения и выявленные в ходе апробирования основные преимущества и проблемы реализации.

Ключевые слова: высшее образовательное учреждение, модульная технология обучения, преподаватель, студент, учебный модуль, учебный процесс.

 

Колкова Н. И., Скипор И. Л. Информационное обеспечение самостоятельной рабо-

ты студентов специальности «Прикладная информатика (в информационной сфере)»

в рамках курсового и дипломного проектирования: состав, подходы к формированию и использованию [Текст] / Н. И. Колкова, И. Л. Скипор // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 134-140.

Аннотация: описана разработанная и функционирующая на кафедре технологии автоматизированной обработки информации (ТАОИ) КемГУКИ система информационного обеспечения курсового и дипломного проектирования по специальности «Прикладная информатика (в информационной сфере)». Рассмотрены принципы, положенные в основу создания системы информационного обеспечения курсового и дипломного проектирования. Охарактеризованы важнейшие компоненты данной системы, включающие модули нормативной, теоретической, методической, организационной и справочной информации. Представлен комплекс организационных мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение эффективности системы информационного обеспечения курсового и дипломного проектирования.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, курсовое проектирование, дипломное проектирование, система информационного обеспечения.

 

Гендина Н. И., Алдохина О. И. Формирование креативного потенциала студентов

специальности «Прикладная информатика (в информационной сфере)» в рамках дис-

циплин «Информационный анализ и синтез», «Организация НИР», «Информационная

культура» [Текст] / Н. И. Гендина, О. И. Алдохина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 140-144.

Аннотация: рассматриваются проблемы использования компетентностного подхода в высшем образовании и формировании информационной культуры студента как основы развития способностей выпускника вуза к креативной и инновационной деятельности. Обосновывается необходимость формирования способности студента вуза создавать собственный информационный продукт на основе самостоятельно найденной, критически оцененной и преобразованной информации. Дается анализ взаимосвязей между воспитанием в вузе творческой и креативной личности и набором учебных дисциплин, направленных на развитие у студентов такого рода способностей.

Ключевые слова: информационное общество, компетентностный подход, креа-

тивный выпускник, профессиональная компетентность, информационная культура, информационная подготовка, информационное мировоззрение, научно-исследовательская деятельность студента, информационный анализ и синтез, интеллектуальный труд, эвристический метод обучения.

 

Малышева Е. Н., Леонидова Г. Ф., Зилева В. В. Проблемы и пути повышения эффек-

тивности самостоятельной работы студентов при овладении знаниями и умениями в сфере программирования [Текст] / Е. Н. Малышева, Г. Ф. Леонидова, В. В. Зилева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 144-149.

Аннотация: рассматриваются инновационные методы в преподавании учебных дисциплин ГОС ВПО «Проектирование информационных систем» и «Высокоуровневые методы информатики и программирования» студентам специальности «Прикладная информатика (в информационной сфере)». Обосновывается влияние применения новых подходов овладения студентами знаниями

и умениями в области программирования на повышение эффективности их самостоятельной работы. Приводятся результаты исследования взаимосвязи объектов дипломного проектирования выпускников и средств разработки их программного обеспечения.

Ключевые слова: активные методы обучения, самостоятельная работа студентов, программирование, проектирование информационных систем, лабораторные работы, моделирование информационных процессов, курсовое проектирование, дипломное проектирование, методы разработки программного обеспечения, средства разработки программного обеспечения, автоматизированные информационные системы.

 

Боброва Е. И. Информационно-библиотечное обеспечение самостоятельной работы

студентов [Текст] / Е. И. Боброва // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 149-153.

Аннотация: рассматривается деятельность научной библиотеки Кемеровского государственного университета культуры и искусств по информационному обеспечению учебного процесса в соответствии с требованиями образовательных стандартов третьего поколения. Приводятся параметры моделей электронных библиотек, электронные ресурсы университета. Анализируется перечень периодических изданий и профессиональных баз данных информационных справочных и поисковых систем для обеспечения каждого направления.

Ключевые слова: научная библиотека, образовательные стандарты, поисковые системы, электронные библиотеки, электронные ресурсы, поисковые системы.

 

Павлюк Н. С. К вопросу о рейтинговой оценке знаний студентов [Текст] / Н. С. Павлюк // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 154-158.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы модернизации российского образования в условиях перехода на стандарты третьего поколения, понятие «рейтинг», эффективность рейтинговой системы, ее преимущества по отношению к традиционной 5-балльной, цели и задачи, структура и содержание нормативно-правового документа – локального акта «Положение о рейтинговой оценке знаний студентов», механизмы внедрения рейтинговой системы оценки знаний студентов в практику работы вуза.

Ключевые слова: рейтинг, рейтинговая система оценки знаний студентов, цели и задачи рейтинговой системы, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, эффективность рейтинговой системы оценки, положение.

 

Лазарева Л. И. Критериально-ориентированное тестирование как форма контроля

самостоятельной работы студентов [Текст] / Л. И. Лазарева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 158-161.

Аннотация: раскрывается значение самостоятельной работы студентов в контексте реализации образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения и модульно-рейтинговой системы обучения. Определяется содержание общей информационной компетенции как основы формирования критического мышления личности. Рассматриваются организационно-педагогические и учебно-методические условия оптимизации самостоятельной работы студентов в учебно-воспитательном процессе вуза.

Ключевые слова: информационная культура, информационная компетенция, компетентностный подход, критическое мышление, модульно-рейтинговая система обучения, оптимизация, организационно-педагогические условия, педагогическое сопровождение, самостоятельная работа студентов, силлабус, тьютор, учебно-методические условия.

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

Пилко И. С. V Сибирский библиотечный форум [Текст] / И. С. Пилко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 162-163.


Пилко И. С. Медиаобразовательные ресурсы и технологии – библиотечно-информацион-

ной практике [Текст] / И. С. Пилко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 164-166.

 

Белозёрова М. В. Международный научно-творческий форум «Глобализация и пути

сохранения традиционной культуры» [Текст] / М. В. Белозёрова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 166-169.


 Астахов О. Ю. Всероссийская научно-практическая конференция «Диалог культур:

глобализация, традиции, толерантность» [Текст] / О. Ю. Астахов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. - №9. – С. 169-170.