• English
  • Russian

Содержание выпуска № 15

 

Содержание

Выпуск № 2(15)

  

ФИЛОЛОГИЯ

Колин К. К. Информационное пространство культуры: проблема многоязычия в информационном обществе [Текст] / К.К. Колин // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 8-17.

Аннотация. Рассматривается современная структура социально-культурологической проблемы обеспечения многоязычия в новом информационном пространстве глобального информационного общества. Показана ее связь с проблемами социально-экономического развития страны, ее конкурентоспособности, национальной и международной безопасности. Отмечена важная роль русского языка, который может стать базовым языком создаваемой в России принципиально новой многоязычной системы машинного перевода текстов.

Ключевые слова: информационная бедность, информационная культура, информационное неравенство, лингвистическая культура, машинный перевод, национальная безопасность, устойчивое развитие.

 

Суй Жань. Вопросы лингвосемантики и формализации речевого мышления [Текст] / Суй Жань // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 17-23.

Аннотация. Исследование человеческого мышления посредством формализации естественного языка затрагивает вопросы структуры вычислительной способности интеллектуальной деятельности человека. В таком случае значение естественного языка в ранге центрального концепта лингвистики должно быть всесторонне описано не только субъективным образом, но и объективным, со всей строгостью научности.

Ключевые слова: естественный язык; логический язык; речевое мышление; формальная семантика.

 

Бочкарев А. А. Проблема минимума лингвистических знаний в процессе преподавания русского языка китайским студентам [Текст] / А. А. Бочкарев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 24-31.

Аннотация. В настоящей статье ставится проблема необходимости отбора минимума лингвистических знаний и внедрения данной суммы знаний в практику преподавания русского языка в аудитории китайских учащихся. Противоречие между невозможностью передать учащимся всю систему знаний по различным аспектам теории языка и необходимостью обучить учащихся основным закономерностям функционирования языковой системы определяет актуальность разработки данной проблематики. В работе также предлагается модель комплекса лингвистических знаний для китайских студентов-русистов.

Ключевые слова: методика преподавания иностранных языков, лингвистические знания, содержание обучения, методы обучения, этапы обучения

 

Антипов А. Г., Рыбникова Е. Е. Русская грамматика в зеркале ЕГЭ [Текст] / А. Г. Антипов, Е. Е. Рыбникова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 31-35.

Аннотация. В статье рассматриваются активные процессы, происходящие на грамматическом уровне современного русского языка, обусловленные демократизацией всех сфер бытия и, как следствие, приводящие к нарушению сложившихся литературных норм. В центре внимания в статье оказались тексты ЕГЭ, которые наиболее полно и объективно отражают языковую ситуацию нашего времени.

Ключевые слова: языковая ситуация, семантика, грамматическая форма, деривация, деграмматизация.

 

Шунков А. В. Проект «Русский язык в пространстве межкультурных коммуникаций» и его реализация в КемГУКИ [Текст] / А. В. Шунков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 36-41.

Аннотация. В статье представлен анализ реализации проекта, его промежуточные результаты, определяются дальнейшие перспективы в развитии.

Ключевые слова: межкультурные коммуникации, диалог культур, лингвокультурология

 

Ханзина В. И. Механизм восприятия этнокультурных языковых феноменов в художественном тексте. (На материале результатов психолингвистического эксперимента) [Текст] / В. И. Ханзина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 41-47.

Аннотация. Статья посвящена принципам восприятия художественного текста, в ней рассматривается механизм «расшифровки» авторских смыслов читателями с использованием понятийного аппарата когнитивной лингвистики. Материалом работы послужили результаты ассоциативного эксперимента, респондентами которого явились студенты-филологи второго и третьего курсов. Особое внимание в статье уделяется языковым единицам с этнокультурным компонентом значения (прецедентным феноменам) как элементам, ориентирующим и направляющим читательское восприятие текста.

Ключевые слова: языковая картина мира, национальная картина мира, художественная кар-

тина мира, прецедентный феномен, прецедентный текст, прецедентное имя, прецедентное высказывание, прецедентная ситуация, стереотип, когнитивное пространство текста, контекст.

 

Марьяк Христина. Проба історіографічного переліку польських прислів`їв і приказок. Хронологія пареміологічних збірок [Текст] / Марьяк Христина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 47-52.

Аннотация. Статья посвящена сопоставлению польских пословиц и попытке составления их хронологического списка. Расцвет пословиц пришелся на эпоху Возрождения. Вначале это были латинские пословицы, к которым позже были подобраны польские соответствия. Таким образом эти пословицы были перенесены в польский язык. Статья включает подборку польских пословиц.

Ключевые слова: пословицы, польские пословицы, перевод пословиц с латыни на польский язык.

 

Алпеева Л. В. Атрибутивные глагольные формы в лирике Игоря Северянина [Текст] / Л. В. Алпеева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 52-58.

Аннотация. В статье проведен анализ словотворчества Игоря Северянина. Несмотря на удивительный, неповторимый идиостиль этого поэта, его приверженность к необычности вербального выражения, результаты исследования говорят о полной прозрачности мотивации и потенциальности неодериватов Северянина. Использованные им словообразовательные модели регулярны. Такой парадокс: необычное звучание, яркая метафоричность, с одной стороны, и соответствие нормам словообразования, с другой. Необычность при внимательном рассмотрении заключается в способности соединить диффузные элементы бытия в один художественный образ. Выражаясь иначе, в способности собрать в одно слово совокупность смыслов развернутого базового словосочетания, номинировать многокомпонентное в семантическом плане понятие одной лексемой.

Ключевые слова: словотворчество, неодериват, метафоричность и потенциальность, мотивированность, словообразовательная модель.

 

Шарифова Салида Шаммед кызы. Смешение романа с драматическими жанрами [Текст] / Шарифова Салида Шаммед кызы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 59-65.

Аннотация. Драма является синтетичной – сочетает в себе эпическое и лирическое начало. Это способствует смешению драматических жанров с романом. Формы смешения романа и драматических жанров различны: роман-драма, роман-трагедия, роман-комедия и роман-мелодрама. Условно эти типы романа можно объединить под названием драматический роман.

Ключевые слова: жанровое смешение, роман, драма, драматический роман.

 

Пономарев В. Д. Творчество как язык межкультурной коммуникации: проектный подход [Текст] / В. Д. Пономарев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 66-72

Аннотация. В статье раскрывается сущность проектной деятельности в области межкультурных коммуникаций. Этот инновационный опыт демонстрирует общественное предназначение университетского образования, осуществление диалога культур и формирование культуры толерантности. Проектная деятельность обосновывается как научно-творческий эксперимент вуза, отвечающий на гуманитарные вызовы глобализации в современном мире.

Ключевые слова: межкультурные коммуникации, культурное разнообразие, толерантность, творчество, коммуникативные барьеры, проектная деятельность.

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Степанская Т. М. Слово и кисть художника [Текст] / Т. М. Степанская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 73-77

Аннотация. В статье обращается внимание на взаимосвязь слова и изобразительного творчества; высказывается суждение о том, что выразительности и высокой художественности произведений зачастую предпослана способность художника выражать свое мифопоэтическое восприятие мира словом. Этот тезис иллюстрируется на примере творчества сибирских живописцев, главным образом, Г. И. Гуркина. В статье приведено авторское стихотворение, в котором используются старинные слова из языка забайкальских старообрядцев.

Ключевые слова: символ, одушевление природы, духовность, целостность, художественное пространство, язык.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Хилько Н. Ф. Духовно-нравственные аспекты зрительской культуры в пространстве детского кино советского периода (проблемно-тематический анализ) [Текст] / Н. Ф. Хилько // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 78-84

Аннотация. В статье раскрываются тематические особенности развития духовно-нравственных идеалов в содержании детского кино советской эпохи сообразно девяти периодам развития советского кино, позволившим выявить социальную проблематику, отраженную в типологии проблемно-тематических групп образов героев фильмов для детей.

Ключевые слова: духовно-нравственные идеалы, зрительская культура, проблематика и тематика детского кино, типология, экранное содержание, периоды развития.

 

Киселев А. В. Цивилизационная объяснительная модель концепта «край» – «краеведение» [Текст] / А. В. Киселев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 85-96

Аннотация. В статье предлагается основанная на цивилизационном подходе, креативная дисциплинарная трактовка отечественного краеведения и понятия «край» в онтологическом, гносеологическом и аксиологическом аспектах как локализованного в преемственном пространственно-временном контексте исторического сознания местного социума, зафиксированного в ментальной форме «родной край».

Ключевые слова: геоисторический подход, микротип цивилизации «край», модус «здесь-и-сейчас», ментальность «родной край», историческое сознание, социокультурное самопознание.

 

Черняк М. В. Условия формирования толерантности в пространстве современной городской культуры [Текст] / М. В. Черняк // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 97-101

Аннотация. Город – создатель нового типа пространства, как внешнего (географического и архитектурного), так и внутреннего (ментального, семиотического). Социально-культурные условия формирования толерантности в городской среде должны базироваться на устранении или нейтрализации конфликтных факторов на уровне человеческого общежития. Социальная стабильность в условиях урбанизированного пространства определяется уровнем толерантного мышления и поведения горожан.

Ключевые слова: город, городская среда, толерантность.

ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Касаткина Н. Э. Образование в эпоху перемен [Текст] / Н. Э. Касаткина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 102-110

Аннотация. Интервью с доктором педагогических наук, профессором, зав. межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ, лауреатом премии Правительства РФ, заслуженным работником высшей школы РФ, академиком МАН ВШ, почетным профессором Кузбасса, почетным учителем Кузбасса Н. Э. Касаткиной

 

Пилко И. С. О приоритетах компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию [Текст] / И. С. Пилко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 110-116

Аннотация. Охарактеризованы основные приоритеты компетентностного подхода к высшему образованию: технологизация, модульность, формализация, проектность, студентоцентрированность. Обозначены проблемы разработки основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Определены перспективы реализации компетентной модели образовательной деятельности в учебной практике КемГУКИ.

Ключевые слова: компетентностный подход, приоритеты, ФГОС ВПО, основные образовательные программы, КемГУКИ, образовательная деятельность, перспективы.

 

Казарина Т. Ю. Организация учебного процесса в Институте визуальных искусств КемГУКИ в условиях перехода на ФГОС ВПО третьего поколения [Текст] / Т. Ю. Казарина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 116-124

Аннотация. Дается анализ организации учебного процесса в Институте визуальных искусств Кемеровского государственного университета культуры и искусств в период перехода на подготовку бакалавров по художественно-творческим направлениям.

Ключевые слова: учебный процесс (УП), организация учебного процесса, Институт визуальных искусств (ИВИ), SWOT-анализ, ФГОС ВПО, направления подготовки; бакалавриат, основная образовательная программа (ООП), кредитно-модульная система, модуль.

 

Сбитнева Г. И. Формирование профессиональных компетенций в курсе «Отраслевые информационные ресурсы» [Текст] /  Г. И. Сбитнева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 125-129

Аннотация. В статье приводится характеристика традиционной и инновационной образовательной среды. Рассматривается компетентностный подход к подготовке студентов, реализуемый в инновационной программе по курсу «Отраслевые информационные ресурсы».

Ключевые слова: инновации, информационные ресурсы, образовательная среда, профессиональные компетенции.

 

Жегульская Ю. В. Факторы учебной адаптации студентов первого курса (на примере Кемеровского государственного университета культуры и искусств) [Текст] /  Ю. В. Жегульская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 130-138

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования объективных и субъективных факторов, определяющих процесс адаптации студентов на начальном этапе обучения в условиях вуза культуры и искусств.

Ключевые слова: обучение в вузе, студент, учебная адаптация, факторы адаптации.

 

Хижняк Н. Л. Художественная одаренность личности: научно-методические основания оценки конкурентоспособности образовательных учреждений сферы культуры и искусства [Текст] / Н. Л. Хижняк // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 138-146

Аннотация. В статье рассматриваются научно-методические основания оценки конкурентоспособности образовательных учреждений сферы культуры и искусства (детская школа искусств – училище – вуз) в рамках маркетингового подхода. Особое внимание уделяется проблемам выявления художественной одаренности личности как сегмента маркетинга образовательных учреждений художественного профиля. Художественная одаренность личности ребенка и развитие его таланта определяются как специфические отличительные особенности маркетинговой деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства.

 

Ключевые слова: конкурентоспособность, маркетинг образовательных учреждений сферы культуры и искусства, образовательные учреждения сферы культуры и искусства, система подготовки кадров для сферы культуры и искусств, система управления деятельностью образовательных учреждений (детская школа искусств – училище – вуз) сферы культуры и искусства, талант, художественная одаренность.

 

ФИЛОСОФИЯ

Барышников С. Г. Исторический предел военного способа осуществления государственной политики: социально-философский аспект [Текст] / С. Г. Барышников // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 147-154

Аннотация. В статье с социально-философских позиций обосновывается наступление исторического предела военного способа осуществления государственной политики, который предопределяет историческую необходимость исключения ракетно-ядерного военного способа разрешения межгосударственных политических проблем, а также возникновение новой формы исторического процесса – сосуществования государств без ракетно-ядерной войны.

Ключевые слова: исторический предел, государственная политика, мир, ракетно-ядерная война.

 

РЕЦЕНЗИИ

Марков В. И. Мир информации: новый взгляд. Рецензия на монографию К. К. Колина «Философские проблемы информатики» [Текст] / В. И. Марков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 155-156

Аннотация. Статья представляет собой рецензию на монографию К. К. Колина «Философские проблемы информатики» (Колин К. К. Философские проблемы информатики. – М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2010. – 264 с.).

Ключевые слова: информация как философская проблема, информатика, информационные науки, информационное общество, система образования

 

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Астахов О. Ю. Итоги Международного научно-практического форума «Слово и образ в русской художественной культуре» [Текст] / О. Ю.Астахов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 157-160

Аннотация. Рассматриваются основные итоги мероприятий Международного научно-практического форума «Слово и образ в русской художественной культуре», организованного в рамках реализации проекта фонда «Русский мир».

Ключевые слова: международный научно-практический форум, межкультурные коммуникации, русская художественная культура, слово и образ.

 

Золотарева С. А. Ежегодная Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Культура и искусство: поиски и открытия» [Текст] / С. А. Золотарева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 161-163

Аннотация. Подведение итогов 41-й Межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Культура и искусство: поиски и открытия». Краткий отчет о работе секций конференции на втором этапе. Описание мероприятий, прошедших в рамках конференции.

Ключевые слова: студенческая научно-практическая конференция, студенческая наука, поиски и открытия, ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств».

 

Лапинкова Е. Н. Межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» [Текст] / Е. Н. Лапинкова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 163-166

Аннотация. 15–18 марта 2011 г. состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований», на которой были представлены доклады, посвященные вопросам теоретических и эмпирических культурологических исследований, философии культуры, музееведения, педагогики социально-культурной деятельности, информационно-образовательных ресурсов и технологий.

Ключевые слова: научно-практическая конференция, актуальные проблемы, социокультурные исследования.

 

Марков В. И. Международная научная конференция «Философия – философия культуры – культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия» [Текст] / В. И. Марков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 166-169

Аннотация. В статье описывается проведение Российским институтом культурологии очередной конференции по вопросам определения статуса культурологии в системе социальных и гуманитарных наук и определению границ ее проблемного поля в соотнесении с исследованиями в  области философии культуры.

Ключевые слова: философия культуры, культурология, единство и многообразие в культуре, постмодернизм, европоцентризм и мультикультурализм.

 

Марков В. И. Журнал «Философия образования». Юбилейная конференция [Текст] / В. И. Марков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 169-171

Аннотация. Статья посвящена юбилейной конференции и основным итогам работы за 10 лет Научно-исследовательского института философии образования при Новосибирском государственном педагогическом университете и журнала «Философия образования».

Ключевые слова: философия, методология, модернизация, реформа образования.

 

Пилко И. С. 16-я конференция Российской библиотечной ассоциации «Российское библиотечное сообщество: цели и перспективы» [Текст] / И. С. Пилко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 171-173

Аннотация. Об участии делегации КемГУКИ в работе Всероссийского библиотечного конгресса и 16-й ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации. Обсуждение вопросов подготовки библиотечно-информационных кадров эпохи Интернет, формирования медиаграмотности и информационной культуры личности.

Ключевые слова: Российская библиотечная ассоциация, Всероссийский библиотечный конгресс, подготовка специалистов библиотечно-информационной сферы, информационная культура личности, опыт КемГУКИ.

 

ПАНОРАМА

 

Обзор книжных новинок (монография В. Д. Пономарева) и планируемых изданий (монографии К. К. Колина, А. Д. Урсула; А. В. Шункова)