• English
  • Russian

Содержание выпуска № 22-1

  

Содержание

 

 

 

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Буцык, С. В. Технологическая модель процесса информатизации вузов культуры и искусств / С. В. Буцык, А. С. Крестников // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 10-19

Статья посвящена актуальной проблеме использования автоматизированных систем управления в вузе культуры и искусств. Авторы предлагают модель, основанную на учете специфики образовательного учреждения данной сферы. Основная идея заключается в определении для каждого модуля необходимости его создания или, наоборот, приобретения и адаптации готового программного продукта. В качестве примера приводится опыт реализации модели в Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Ключевые слова: образование, культура и искусство, информатика, информационно-коммуникационные технологии.

 

Галявиева, М. С. Информетрия как учебная дисциплина: становление и развитие / М. С. Галявиева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 19-32

Проведен анализ становления и развития информетрии как учебной дисциплины. Определены предпосылки, установлены этапы и выявлены тенденции этого процесса. Рассмотрены проблемы формирования содержания учебного курса, организации процесса обучения и разработки учебно-методического обеспечения.

Ключевые слова: информетрия, библиометрия, наукометрия, библиотечно-информационное об­разование, научная дисциплина, учебная дисциплина, предпосылки, этапы, тенденции развития.

 

Скипор, И. Л. Технологический подход как методологическая база проведения науч­ных исследований и моделирования образовательных программ подготовки кадров библиотечно-информационной сферы / И. Л. Скипор // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 32-51

Описывается опыт использования технологического подхода при организации и проведении на­учных исследований, разработке образовательных программ подготовки кадров для библиотечно-информационных учреждений на различных этапах развития кафедры технологии автоматизированной обработки информации Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Показа­на роль основателя кафедры – профессора С. А. Сбитнева в разработке концепции технологизации библиотечно-информационного производства. Приводятся результаты контент-анализа названий науч­ных публикаций преподавателей кафедры ТАОИ за период с 1972 по 2012 год с позиций технологиче­ского подхода. Описан опыт использования технологического подхода при моделировании образова­тельных программ подготовки кадров библиотечно-информационной сферы.

Ключевые слова: технологический подход, Кемеровская научная библиотечная школа, организа­ция научных исследований, библиотечно-информационное производство, образовательные программы, кадры библиотечно-информационных учреждений.

 

Пилко, И. С. Современная образовательная реформа и традиции Кемеровской библиотечной школы / И. С. Пилко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 51-58

Описаны заложенные основателем Кемеровской библиотечной школы С. А. Сбитневым традиции организации учебного процесса, востребованные в процессе внедрения в КемГУКИ компетентностной модели подготовки кадров в соответствии с требованиями Федеральных государственных образова­тельных стандартов высшего профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетентностная модель, ФГОС ВПО, практико-ориентированный характер обучения, учебно-методическое обеспечение образовательных программ, информатизация учебного процесса.

 

Гендина, Н. И. Система стандартов КемГУКИ на выпускные квалификационные работы по образовательным программам специалитета, бакалавриата, магистратуры: результаты исследования и разработки / Н. И.Гендина, Н. И. Колкова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 58-78

Приводятся результаты исследования, лежащего в основе разработки новой системы стандартов КемГУКИ на выпускные квалификационные работы. Характеризуются внутривузовские стандар­ты, регламентирующие подготовку дипломных работ и проектов, бакалаврских работ, магистерских диссертаций.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты высшего професси­онального образования, выпускные квалификационные работы, внутривузовские стандарты, диплом­ные работы, дипломные проекты, бакалаврские работы, магистерские диссертации.

 

Гук, А. Г. Текст документа как коммуникативная составляющая библиотечно-информационной деятельности (развитие идей С. А. Сбитнева о документных коммуникациях) / А. Г. Гук, Е. В. Мартынова, Л. М. Туева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 78-87

В статье ставится задача представить междисциплинарные концептуальные основы работы с текстами документов в библиотечно-информационной деятельности. Обосновывается место текста документа в информационном пространстве и в системе социальной документной коммуникации. Вы­водится определение понятия «текст», которое может быть использовано в дальнейшем в документоведческих исследованиях. Указываются качества текста документа, называются его системные свойства, раскрываются уровни реализации. Приводятся примеры внедрения в учебный процесс по направле­нию подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» дисциплин, обеспечивающих знания по основам текстологии.

Ключевые слова: текст, текст документа, информационное пространство, социальные документ­ные коммуникации.

 

Леонидова, Г. Ф. Опыт и перспективы применения средств компьютерного тестирования на кафедре технологии автоматизированной обработки информации / Г. Ф. Леонидова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 87-95

Рассматривается опыт применения программных средств, предназначенных для разработки ком­пьютерных тестов, на кафедре технологии автоматизированной обработки информации Кемеровско­го государственного университета культуры и искусств. Определяются преимущества и перспективы внедрения информационно-коммуникационных технологий для контроля знаний на основе элемента тестирования модульной объектно-ориентированной системы MOODLE.

Ключевые слова: компьютерное тестирование, программные средства разработки компьютер­ных тестов, типы тестовых заданий, предоставляемые разработчику тестов сервисы, настройки теста, анализ результатов тестирования, система MOODLE.

 

Огнева, Э. Н. Математическая подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности: подходы к определению содержания / Э. Н. Огнева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 95-105

В статье рассматриваются вопросы математического образования бакалавров по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»; выявляются компетенции выпускников, формирование которых требует математической подготовки; анализируются области применения мате­матических методов в библиотечно-библиографической деятельности; предлагается структура учебной дисциплины «Математические методы исследования», входящей в вариативную часть профессиональ­ного цикла учебного плана бакалавров библиотечно-информационной деятельности.

Ключевые слова: бакалавр, библиотечно-информационная деятельность, компетенция, математи­ческая подготовка, математические методы, структура дисциплины, учебный план.

 

Гордукалова, Г. Ф. Категория сложности запросов при проектировании аналитических технологий / Г. Ф. Гордукалова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 105-116

Показана роль технологической школы С. А. Сбитнева в постановке проблемы типизации слож­ных запросов в 1970-е годы. Выделены категории сложности аналитических запросов: локальные, ассо­циативные, комплексные. Определены характеристики каждой категории запросов по признакам числа используемых источников и методов, временных трудозатрат. Описаны основные средства, ресурсы и этапы проектирования аналитических технологий. Приведены примеры реализованных блок-схем.

Ключевые слова: аналитическая технология, вебометрия, запросы, категория сложности запроса, проектирование, ресурсы, стадии проектирования, блок-схема, трудозатраты.

 

Демина, М. Н. Электронные информационно-образовательные ресурсы библиотек вузов культуры и искусств / М. Н. Демина, Л. Г. Тараненко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 116-124

В статье рассматривается опыт предоставления доступа к электронным информационно-образовательным ресурсам на сайтах библиотек вузов культуры и искусств. Обозначены проблемы локального и удаленного доступа к образовательным электронным ресурсам. Выявлен ассортимент собственных и внешних электронных информационных ресурсов, представленных на сайтах библио­тек. Рассматриваются электронные библиотечные системы, используемые в вузах культуры и искусств. Представлен опыт тестирования в библиотеке Кемеровского государственного университета культуры и искусств электронных библиотечных систем «КнигаФонд» и «Университетская библиотека online», выявлены проблемы эксплуатации.

Ключевые слова: электронные информационно-образовательные ресурсы, сайты библиотек, электронные библиотечные системы, библиотеки вузов культуры и искусств, собственные электрон­ные ресурсы, электронные каталоги, базы данных, внешние электронные ресурсы, локальный доступ, удаленный доступ.

 

ПЕДАГОГИКА

 

Заруба, Н. А. Социологическое сопровождение аттестации управленческих кадров / Н. А. Заруба, Л. Л. Шпак // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 125-139

В статье раскрывается понятие социологического сопровождения. Авторы рассматривают его применительно к служебной аттестации управленческих кадров. Поднимаются актуальные сегодня вопросы функциональной нагрузки экскорт-обслуживания аттестации со стороны профессиональных социологов. Сопроводительная деятельность трактуется как вспомогательно-субсидиарная (инстру­ментальная) по отношению к основной деятельности субъекта, нацеленного на освоение нового или овладение более сложными формами привычной деятельности.

Ключевые слова: социологическое сопровождение; аттестация; управленческие кадры; функции социологического сопровождения; цель и задачи сопровождения.

 

Жук, О. Н. Формирование информационной культуры: проблема проектирования и внедрения дистанционного курса в системе повышения квалификации работников образования / О. Н. Жук // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 139-151

В статье исследуется возможность использования дистанционной формы обучения для формиро­вания информационной культуры работников образования в системе повышения квалификации.

Ключевые слова: информационная культура работников образования, дистанционное обучение, повышение квалификации.

 

Трубина, А. А. Формирование личностных образовательных результатов в контексте общеобразовательного курса информатики / А. А. Трубина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 151-154

В статье рассматриваются основные проблемы социализации учащихся в контексте реализации новых образовательных стандартов в области информатики и достижения личностных результатов обучения.

Ключевые слова: образовательный стандарт, социализация, личностные результаты обучения.

 

Рукша, Г. Л. Проблемы взаимодействия учебных заведений в подготовке специалистов культуры в современных условиях / Г. Л. Рукша // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 154-158

В данной статье раскрываются технологии развития Сибирского региона, планы модернизации социально-культурной деятельности. Рассматривается долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья» (2011–2013).

Ключевые слова: требования к профессионализму работников, региональные органы, менеджер социально-культурной сферы, ресурсные центры, одаренные дети.

 

Кудрина, Е. Л. Потребность работодателей в специалистах сферы культуры и удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг / Е. Л. Кудрина, А. Г. Гук // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 158-165

В статье представлен и обобщен опыт и результаты Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) по изучению удовлетворенности внутренних и внешних потребите­лей образовательных услуг. Полученные результаты рассматриваются в контексте функционирования сертифицированной системы менеджмента качества, реализуемой в КемГУКИ.

Ключевые слова: потребность работодателей, удовлетворенность потребителей, качество образо­вательных услуг, специалисты культуры, система менеджмента качества.

 

Юдина, А. И. Определение потребности отрасли культуры в ква­лифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности / А. И. Юдина, С. А. Мухамедиева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 166-174

Прогнозирование потребностей рынка труда рассматривается как важная составная часть мар­кетинговой информации, необходимой для разработки мероприятий по регулированию и контролю за изменениями рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготов­ки и переподготовки кадров отрасли культуры, ориентированной на спрос населения региона. Целью данной научно-исследовательской работы является разработка и апробация алгоритма мониторинга по­требности отрасли культуры в квалифицированных кадрах; анализ состояния и перспектив подготовки кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности с учетом многоуровневого образования на базе компетентностного подхода.

Ключевые слова: профессия, квалифицированные кадры, уровень образования, социально-культурная деятельность, библиотечное дело, мониторинг потребности отрасли культуры в квалифи­цированных кадрах.

 

Ивлева, Т. Н. Е-портфолио как средство мониторинга и инструмент трудоустройства менеджеров социально-культурной деятельности / Т. Н. Ивлева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 175-177

В статье рассматриваются преимущества и возможности электронного портфолио как педагогиче­ской технологии, которая позволяет проводить мониторинг формирования и развития профессиональ­ных компетенций, и как инструмента продвижения будущих менеджеров социально-культурной дея­тельности (СКД) на рынке труда; описывается опыт использования электронного портфолио в учебном процессе вуза.

Ключевые слова: электронный портфолио, менеджмент, управленческие качества, менеджер СКД.

 

Костюк, Н. В. Формирование готовности будущих менеджеров в сфере культуры к реа­лизации инновационных моделей управления социально-культурной деятельностью в условиях изменяющегося рынка труда / Н. В. Костюк // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 178-180

В статье представлены результаты анализа факторов внешней среды и внутренних особенностей социально-культурной деятельности, оказывающих наибольшее влияние на формирование готовности будущих менеджеров в сфере культуры к реализации инновационных моделей управления. Представ­лен перечень существующих моделей управления, обозначен приоритет учета требований изменяю­щегося рынка труда, создающего определенные условия для разработки и реализации инновационных моделей менеджмента социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: инновационные модели управления социально-культурной деятельностью, формирование готовности, изменяющийся рынок труда, инновационная деятельность, факторы внеш­ней среды, внутренние особенности социально-культурной деятельности.

 

Генова, Н. М. Развитие преемственности художественного образования: региональный аспект / Н. М. Генова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 181-186

В статье рассматривается система образования в сфере культуры и искусств (школа-училище-вуз), сложившаяся в Омском регионе. Анализируются проблемы ее функционирования и перспективы раз­вития на современном этапе.

Ключевые слова: художественное образование, межведомственное взаимодействие, инновацион­ная структура классического университета, социокультурная компетенция.

 

Калимуллина, О. А. «Творческая направленность личности» как объект системного методологического анализа / О. А. Калимуллина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 186-191

В статье дается системный методологический анализ характерологических особенностей и взаи­мосвязей структурных компонентов категории «творческая направленность личности» в аспекте основ­ных итогов и выводов на основе анализа основных научных источников, взглядов, поисков, мнений, научных точек зрения и собственных положений автора.

Ключевые слова: творчество, творческая направленность, социально-культурные условия, фор­мирование творческой направленности личности.

 

Хорошилова, Л. С. Техногенные риски и современные технологии формирования личности безопасного типа / Л. С. Хорошилова, Д. А. Ефимов, Л. Г. Овчарова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 192-197

Понятие формирования навыков безопасного поведения и личности безопасного типа являются актуальными для подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: потенциально опасные техногенные объекты, экологические риски, экологиче­ски зависимые заболевания, загрязнение окружающей среды, болезни адаптации, специалисты риско-опасного профиля.

 

Dr hab. Piotr Mazur Teen-aged Citizens: Realists or Pessimists? / Dr hab. Piotr Mazur, Dr Mariusz Gwozda // Bulletin of Kemerovo state university of culture and arts: journal of theoretical and applied research. – 2013. ‑ № 22 – Part  1 – P. 197-201

The generation of young Poles, which is becoming adults currently, has faced many serious dilemmas. Labour migration triggered by lack of employment opportunities, a mismatch between demand in the labour market and the skills, insufficient social activities of young people and the risk-taking behaviours problem. Having known teenagers‘ problems, opinions and attitudes, describing the current condition of the whole societies may be possible.

Keywords: youth, social problems, sociology, social pedagogy.

 

Кудрина, Е. Л. Состояние, проблемы и перспективы подготовки кадров в области библиотечно-информационной и социально-культурной деятельности с учетом компетентностного подхода в многоуровневом образовании / Е. Л. Кудрина, В. И. Бедин // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 201-211

Авторы рассматривают современную систему профессионального образования и проблему кадров в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности в субъектах Российской Федера­ции. Анализируют нововведения, возникшие при переходе на новые ФГОС ВПО, которые оказывают существенное влияние на подготовку специалистов в области культуры и искусств.

Ключевые слова: уровневая подготовка специалистов, работодатель, новая парадигма образо­вания, тенденции развития культуры, реформирование европейского образования, компетентностный подход.

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

 

Егле, Л. Ю. Межрегиональная научно-практическая конференция «Подготовка квалифи­цированных кадров в области культуры: анализ состояния, перспективы развития» / Л. Ю. Егле // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 1 – С. 212-221

В статье освещается работа межрегиональной научно-практической конференции «Подготовка квалифицированных кадров в области культуры: анализ состояния, перспективы развития».

Ключевые слова: конференция, квалифицированные кадры, культура, мониторинг потребностей, многоуровневое образование.