ВТОРАЯ СИМФОНИЯ Г. ЧЕРНОВА КАК ФЕНОМЕН КАМЕРНОГО СИМФОНИЗМА
ВТОРАЯ СИМФОНИЯ Г. ЧЕРНОВА КАК ФЕНОМЕН КАМЕРНОГО СИМФОНИЗМА



Сведения об авторах:  Красникова Татьяна Николаевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки, Российская академия музыки имени Гнесиных (г. Москва, РФ). E-mail: krasnikova-tn2016@ yandex.ru

Аннотация статьи:  Статья посвящена Второй симфонии для оркестра народных инструментов Г. В. Чернова. Вторая симфония рассматривается как результат взаимодействия традиций и новаторства в сфере симфонического жанра, в контексте творчества композитора и шире – наследия отечественных мастеров, работавших в этой области. Она представлена как полноправная составляющая современного оркестрового репертуара, исполненная на самых престижных концертах, фестивалях в России и за рубежом, а также как исторический факт и результат содружества выдающихся музыкантов в судьбе Российской Академии музыки имени Гнесиных. План содержания симфонии представлен как результат уникального синтеза философского миросозерцания с лирическими откровениями, картин природы с фольклором. Не меньшее внимание уделено средствам выразительности. В статье раскрываются особенности формы, фактуры, драматургии, композиции сочинения, формирующие представление о стилистике симфоний для оркестра народных инструментов и специфике их трактовки. В процессе анализа выявляются такие особенности стиля произведения, как вариантное и вариационное развитие, близость к фольклорным истокам, использование цитат, тяготение к синтезу форм. Акцент сделан на принципах монотематизма, симметрии, проявляющейся на уровне формообразования и тонального плана цикла, тематическом синтезе, разнообразии полифонической техники, штрихах и артикуляционных приемах, тембровом цитировании. Охарактеризована также ладотональная организация произведения, основанная на органичном сочетании тонального письма с модальностью и политональными эпизодами. Здесь также говорится о мастерстве оркестровки, проявившемся в неожиданных и свежих тембровых взаимодействиях инструментов, обогативших партитуру новыми оттенками. Особое внимание уделено экспериментам в сфере оркестровой колористики, связанным с открытиями в области соотношения русских народных инструментов с инструментами симфонического оркестра. Темброво-фактурная переменность рассматривается как важнейший стилевой показатель творческой манеры композитора и неотъемлемая часть трансформационной поэтики, свойственной его творческому методу. Статья посвящена юбилею Геннадия Чернова – яркого представителя когорты отечественных мастеров симфонического жанра.

Ключевые слова (от 3 до 10 слов):  Чернов, юбилей, симфония, оркестр народных инструментов, композиция, форма, драматургия, фактура.

Индекс УДК:  7

Специальность ВАК:  5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Файл статьи:  Загрузить

Приобрести журнал

Для всех регионов, кроме Кемеровской области
Имя
E-mail
Номер телефона
Сообщение
CAPTCHA Введите слово на картинке

Часто задаваемые вопросы

Подписаться на журнал жителям Кемеровской области можно в любом почтовом отделении «Почты России».

Подписной индекс журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» - 12241, каталог "Почты России".

ISSN журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» 2078 - 1768.

Подписка на журнал для жителей других регионов по запросу на vestnikkemguki@yandex.ru

Приобрести журнал в одном экземляре возможно по запросу на vestnikkemguki@yandex.ru

Отправление Почтой России

ru

ru

ru

ru

ru

ru