• English
  • Russian

Содержание выпуска № 22-2

  

Содержание

 

ФИЛОЛОГИЯ

Карабулатова, И. С. Трансформации современной евразийской языковой личности российско-казахстанского приграничья / И. С. Карабулатова, К. К. Койше // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 10-19
В статье рассматриваются процессы взаимопроникновения языков в структуре современной евра­зийской языковой личности, выявляется характер интерференции, ведущий к появлению новых черт в региональном языке российско-казахстанского приграничья.
Ключевые слова: современная евразийская языковая личность, российско-казахстанское пригра­ничье, интерференция, русскоязычная языковая личность.
 
Чаукерова, Г. К. Особенности функционирования тюркских антропонимов в российско-казахстанском приграничье / Г. К. Чаукерова, К. К. Койше, Г. М. Ниязова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 19-27
Статья рассматривает витальность имен и стратегии номинации у коренных народов России, проживающих в полиэтничной зоне российско-казахстанского приграничья. Авторы приводят собственные полевые материалы, свидетельствующие об эволюции антропонимии сибирских казахов, чья языковая деятельность идет стихийно без поддержки государства. В статье приводятся данные опросов в динамике, отражающие витальность казахского этноса в целом. Авторы поднимают пробле­мы витальности имен в иноэтничной среде.
Ключевые слова: российско-казахстанское приграничье, антропонимия, сибирские казахи, витальность языка, толерантность, этнос, выбор имени.
 
Федорова, Е. А. Сибирь в лингвомифологическом континууме России: постановка проблемы осмысления в русском языковом сознании / Е. А.Федорова, В. П. Сливинский // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 27-34
Статья затрагивает проблему осмысления Сибири как особого мифологического пространства в языковом сознании русского человека. Исследователи рассматривают этимологические корни транс­формации хоронима. Они пытаются понять, почему Сибирь выступает как сакральное место, обла­дающее сложной сетью ассоциативных полей. Авторы рассматривают вопрос: почему Сибирь вос­принимается как аналог Тартара, своеобразным чистилищем и вместе с тем местом приобретения сверхъестественных сил и способностей. Региональное топонимическое пространство может быть рассмотрено, с одной стороны, как текст, отражающий историю народа, а с другой стороны, как куль­турная среда, формирующая историческое сознание, поскольку зачастую топонимия воспринимается как мемориал историческим деятелям и событиям.
Ключевые слова: Сибирь, мифоним, хороним, русское языковое сознание, Тартар, трансформа­ция имени.
 
Крылова, М. Н. Сравнительная конструкция в пространстве современного художественного текста / М. Н. Крылова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 34-42
Статья посвящена анализу структуры и семантики сравнительных конструкций, употребляемых в текстах современной художественной литературы. Современный автор использует не все возможно­сти структуры русского сравнения; основным для него становится оперирование образами, как тради­ционными для русской литературы, так и новыми – вульгарными, банальными, претенциозными.
Ключевые слова: сравнительные конструкции, структура и семантика сравнения, образы сравнения, художественная литература.
 
Окольникова, О. И. Специфика представленности стилистической пометы в толковом словаре: к проблеме описания коннотативного значения
В данной работе произведен анализ помет толкового «Словаря живого великорусского языка» В. И. Даля, отражающих специфику стилистических коннотаций как функционального, так и ценност­ного планов и выявляющих особенности представления стилистического значения при толковании де­нотата в русском языке.
Ключевые слова: анализ лексики, лексикография, словарь, стилистические пометы.
 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ


 
Нугманов, Р. Г. Культураналитические подходы к поэтическому творчеству Г. Тукая / Р. Г. Нугманов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 47-52
В статье рассматриваются новые подходы к изучению и постижению поэтического творчества Г. Тукая. Раскрываются новые взгляды культурологического анализа. Приводятся образцы новых пере­водов Тукая. Отмечается роль и значение постижения поэта в современных условиях.
Ключевые слова: культуролого-философское постижение, поэтические переводы, духовное очищение, народ как форма культуры, материалистическая идеология, восприятие.
 
Ултургашева, О. Г. Юрта – хранительница традиционных обрядов кочевых народов Азии (на примере хакасской юрты) / О. Г.Ултургашева, Ю. К. Тиникова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 52-59
В данной статье юрта рассматривается как традиционное жилище кочевников. В настоящее время она является хранительницей обычаев, обрядов для тюркоязычных народов Азии.
Ключевые слова: юрта, традиция, обычай, кочевые народы, жилище, сундук, очаг, украшения.
 
Скоринов, С. Н. Государственная обрядность общегражданского и профессиональ-ного значения 30–80-х годов ХХ века как феномен современной духовной культуры аборигенов юга Дальнего Востока России / С. Н. Скоринов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 59-66
В статье на основе разнообразного этнокультурологического материала реконструируется государ­ственная обрядность общегражданского и профессионального значения, бытовавшая в 30–80-е годы ХХ века у нивхов и тунгусо-маньчжуров – нанайцев, негидальцев, ульчей, удэгейцев, уйльта, орочей, утверждается идея об устойчивости народной традиции и ее способности к трансформации и адапта­ции к иннокультурным влияниям.
Ключевые слова: духовная культура, феномен, мифология, праздник, ритуал, современная обрядность, традиция, этнос, аборигены.
 
Ултургашева, О. Г. Из истории становления непрерывного нацио­нального образования коренных народов Саяно-Алтайского региона (1830–1930) / О. Г.Ултургашева, А. Н. Карамчаков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 66-74
Данная статья посвящена истории становления непрерывного национального образования корен­ных народов Саяно-Алтайского региона, периоду от открытия первых школ для коренных народов, проживающих в данном регионе до возникновения системы национального образования в первые десятилетия советской власти.
Ключевые слова: миссионеры, просвещение, школы для коренных народов, алфавит, уровень грамотности населения, организация системы образования.
 
Тимербулатов, Д. Р. Состав чинов тюремной стражи в местах заключения Томской губернии в годы Гражданской войны (1918–1919) / Д. Р. Тимербулатов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 74-85
В статье рассматривается состояние и положение тюремной стражи в тюрьмах Томской губернии в условиях Гражданской войны, а также деятельность органов управления пенитенциарной системы при антибольшевистских правительствах в отношении надзора.
Ключевые слова: пенитенциарная система, гражданская война в России, охрана тюрем.
 
Степанова, Н. И. Особенности смыслообразования в рекламной коммуникации / Н. И. Степанова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 86-93
В данной статье автор анализирует особенности смыслообразования в рекламной коммуникации как феномена, имеющего двойственную природу: социокультурную и коммерческую (маркетинговую). Эта двойственность предопределяет специфику смыслообразования, с одной стороны, формируя но­вые смыслы и значения посредством использования художественных приемов, с другой – направляя интерпретацию символов и знаков потребителем в русло стратегии коммуникации и целей маркетинга. Сочетание «артистичности» и «тоталитарности» в рекламной коммуникации определяет как техноло­гии, используемые для создания рекламы, так и восприятие ее потребителем.
Ключевые слова: рекламная коммуникация, смыслообразование, эффективность рекламы, куль­турные смыслы, культурные коды.
 
Тихонов, В. В. Перспективы развития этнографических музеев под открытым небом в Иркутской области / В. В. Тихонов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 93-105
В статье представлен анализ как существующих, так и перспективных в плане создания этнографи­ческих музейных комплексов под открытым небом регионального и муниципального уровней в Пред­байкалье, музеефицирующих традиционную культуру в регионе. Рассматривается их экспозиционное пространство.
Ключевые слова: архитектурно-этнографический музей, историко-культурное зонирование, экспозиция, «Тальцы», «Ангарская деревня».
 
Астахов, О. Ю. Проблемы развития гуманитарного и социально-научного направле-ния культурологического знания / О. Ю. Астахов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 105-108
Статья посвящена рассмотрению проблем интеграции гуманитарного и социально-научного направления культурологического знания, связанных с согласованием интегративного и диверсифици­рованного векторов развития современных наук.
Ключевые слова: культурология, антропология, гуманитарные и социально-научные исследо-вания.
 
Двуреченская, А. С. Профессиональная компетентность культуролога в контексте прикладной культурологии / А. С. Двуреченская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 109-113
Данная статья посвящена проблеме профессиональной компетентности и самоопределения со­временных культурологов. Она обусловлена их широкой общегуманитарной подготовкой без нацелен­ности на конкретные технологии и методики, с одной стороны, и непониманием самих работодателей сферы культуры специфики и актуальности культурологического образования как профессиональной области. Автор предлагает свой вариант формирования профессиональной компетентности культуро­лога посредством обучения последнего технологии социокультурного проектирования.
Ключевые слова: прикладная культурология, социокультурные практики, ФГОС ВПО, бакалавр культурологии, профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, социокультурное проектирование.
 

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
 

Прокопова, Н. Л. Формирование критериев анализа образцов речевого искусства как репрезентантов культуры / Н. Л. Прокопова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 114-123
В статье аргументируется использование культурно-исторического подхода к анализу речевого искусства. В статье обосновываются признаки, выявляющие принадлежность образцов речевого искус­ства к определенным художественным направлениям и традициям искусства и культуры.
Ключевые слова: культурно-исторический подход, репрезентант культуры, образец речевого искусства, признаки образцов речевого искусства, план анализа образцов речевого искусства
 
Верба, Н. И. «Ундина»: от Фуке к Гофману. Опыт анализа феномена «архетип» (на при­мере образа главной героини) / Н. И. Верба // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 124-138
Ундина в сказке Фуке и опере Гофмана – неоднозначный и сложный образ. Его уникальность объясняется совмещением как традиционных для этого персонажа черт, так и совершенно новых качеств, рожденных музой писателя и композитора. Статья посвящена рассмотрению различных ипостасей архетипичного образа морской девы и соотнесению их с культурными реалиями XIXвека.
Ключевые слова: архетип, образы художественного произведения, сюжеты о морских девах.
 
Шитикова, Р. Г. Периодизация как теоретическая проблема (на примере творчества композиторов Нововенской школы) / Р. Г. Шитикова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 138-148
Статья посвящена теоретическому обоснованию понятия «периодизация», интерпретируемого как особый вид систематизации материала. Раскрываются критерии периодизации, прослеживается их использование на примере одного из знаковых явлений музыки ХХ века – нововенской композитор­ской школы.
Ключевые слова: периодизация, критерий периодизации, музыкально-исторический процесс, эволюция творческого пути, музыкальное мышление.
 
Толстая, Е. А. Художественная значимость фортепианного творчества Д. А. Толстого / Е. А. Толстая // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 148-155
В многочисленном творческом наследии петербургского композитора Дмитрия Алексеевича Толстого (1923–2003) особая роль принадлежит произведениям для фортепиано. В них отражены эстетические взгляды автора – продолжателя классических традиций, чуждого авангардным открытиям ХХ века, его понимание музыкально-выразительного языка.
Фортепианное творчество Д. А. Толстого развивает классические достижения фортепианного жанра в эпоху постмодерна.
Ключевые слова: Серебряный век, ладотональное мышление, мелодическое начало, фактурная организация, полифоническое мышление, большая полифоническая форма, сонатная форма, жанр прелюдии, программный фортепианный цикл, музыкальная семантика.
 
Фрейверт, Л. Б. Лингвистические понятия в их значении для дизайна / Л. Б. Фрейверт // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 156-162
В статье проводятся аналогии между дизайном и вербальным языком; выявляются архетипиче­ские характеристики художественной формы в дизайне. Автор рассматривает применительно к дизайну теоретические положения Ф. де Соссюра и Н. Хомского, А. Г. Габричевского и В. Б. Шкловского.
Ключевые слова: дизайн, художественная форма, архетип, язык и речь, поверхностная и глубин­ная структура, трансформационный анализ, «Язык вещей», «Искусство как прием».
 

ПАНОРАМА

Таршис, Н. А. Театральные сопряжения: отзыв на коллективную монографию «Теат-ральное искусство Кузбасса – 2000» / Н. А.Таршис // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 163-170
Статья посвящена коллективной монографии «Театральное искусство Кузбасса – 2000». Анализ театроведческого материала коллективной монографии осуществляется в соотнесении с развитием театрального искусства региона в период 2000–2010-х годов. Дается оценка самому факту публикации книги, посвященной театральному искусству одного региона. Автор раскрывает достоинства моно­графии и высказывает свое мнение о театральном искусстве Кузбасса, что придает особую ценность данной статье.
Ключевые слова: коллективная монография, театроведческая активность, театральное искусство Кузбасса, театроведческое исследование, режиссерское искусство.
 
Умнова, И. Г. Рецензия на монографический справочник Бородина Бориса Борисовича – Уральская композиторская организация: История и современность / И. Г. Умнова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 170-171
 

ФИЛОСОФИЯ
 

Тазетдинова, Р. Р. Кантовские «противоречия», или еще раз о философии театральности / Р. Р. Тазетдинова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 172-177
В статье предлагается анализ одного из проявлений философии театральности (на материале кантовской «Критики чистого разума»), описываются некие ограничения логики отношений высказы­ваний Канта, делающих её (логику) театрально-нормативной.
Ключевые слова: театральность, норма, субстанция человеческой свободы, игра, артистизм, субстрат выбора.
 
Ковалева, Г. П. Категория «духовность» в философии Н. А. Бердяева / Г. П. Ковалева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 178-189
В статье анализируются философские взгляды русского космиста Н. А. Бердяева о Боге, духе, душе, человеке, духовной жизни, духовном опыте. Через призму экзистенциализма и персонализма раскрываются представления Бердяева о духовности: 1) как трансцендентной энергии, формирующей дух, душу и тело человека; 2) как процессе трансмутации божественной энергии человеком, преобра­жающей его в богочеловека; 3) как развитие человеческой личности, являющейся основой духовности.
Ключевые слова: Бердяев, русский космизм, духовность, антропокосмизм, экзистенциализм.
 
Хасянова, М. Г. Значение ценностей в корпоративной культуре / М. Г. Хасянова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 189-195
В статье рассматривается проблема формирования корпоративной культуры организации, основ­ным элементом которой являются корпоративные ценности. Они разделяются всеми членами организа­ции, и на их основе вырабатываются определенные нормы и формы корпоративного поведения. Корпо­ративные ценности являются ключевым звеном, от которого зависит жизнеспособность и эффективное функционирование корпоративной культуры.
Ключевые слова: корпоративная культура, ценности, корпоративные ценности, организация.
 
Ковалева, Г. П. Онтология трансцендентального космизма Оригена / Г. П. Ковалева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 195-202
В статье впервые анализируются философские идеи Оригена с позиций космизма, рассматриваю­щего космос и человека как единую коэволюционную систему. Главный субъект в космизме Оригена – триединый «Живой Бог» – трактуется в качестве духовно-творческого принципа природы, первоначала, дающего жизнь всему мирозданию.
Ключевые слова: триединый «Живой Бог», космизм, Ориген.
 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА
 

Веселовская, Е. В. Итоги Областного круглого стола:«Краеведческие музеи Кузбасса: сохранение, изучение и трансляция историко-куль-турного наследия региона» / Е. В.Веселовская, А. В.Киселев, И. А. Сечина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. ‑ № 22 – Часть 2 – С. 203-205
В статье освещается работа Областного круглого стола «Краеведческие музеи Кузбасса: сохране­ние, изучение и трансляция историко-культурного наследия региона».
Ключевые слова: краеведческие музеи Кузбасса, сохранение и популяризация историко-культурного наследия.